Консоли и турбины - КиТ кузовного ремонта

17:29 | 20.08.2020

В России станции кузовного ремонта стали оснащаться консолями и турбинами относительно недавно. Преимущества этого оборудования не всегда очевидны. За разъяснениями мы обратились к руководителю направления Автомотив марки Festool в России Артему Задорину.

- Артем, скажите, пожалуйста, как давно турбины и консоли появились на нашем рынке?

- В России и, скажем, в Германии турбины появились и стали активно применяться всего три-четыре года назад. Тем не менее, их производством Festool занимается уже достаточно давно. К примеру, в Испании и Италии они стали продаваться в 1984 году. Так что не совсем верно говорить, что в ассортименте Festool с недавнего времени появились турбины, лучше сказать: недавно они стали продаваться и в России.
Консоли же применяются здесь достаточно давно – не меньше 12 лет. Другое дело, что с появлением турбин они могут использоваться более эффективно.

- Какие производственные задачи они позволяют решать?

- Речь идет о подготовке поверхности к окраске. А это – один из самых трудоемких процессов в кузовном ремонте, на который приходится до 85% времени ремонтного цикла.
Консоль представляет собой стационарно установленное «плечо», которое позволяет в рамках радиуса этого «плеча» перемещать закрепленные на нем инструменты и, что не менее важно, источники энергии для питания этих инструментов – пневматические магистрали и электрокабели. Тем самым обеспечивается оптимальный доступ к любой части ремонтируемого автомобиля.
Пылеудаление при этом может осуществляться благодаря либо прикрепленному к консоли пылесосу, либо при помощи турбины, которая способна одновременно запитывать несколько консолей. Т.е., при помощи турбины осуществляется центральное пылеудаление в кузовном цехе.

 - Так в чем же особенность этого оборудования?

- Одной из главных задач марки Festool, наравне с качеством, является повышение эффективности работы. Как правило, если выбранное оборудование обеспечивает повышение эффективности хотя бы на 2-4% по сравнению с оборудованием конкурента, то разница в стоимости уже не так и важна – поскольку этот прирост тянет за собой экономию затрат, уменьшение брака и т.д.
Можно описать массу ситуаций на тему «что было бы, если бы не…». Приведу крайний пример: работать в цехе «можно» и без пылесоса; но это, как минимум, – дополнительные затраты на шлифовальный материал и очистку деталей, да и внутри машины чистоты не добавит. Затраты и временные и финансовые.
Чем же центральная система пылеудаления с консолями лучше мобильных постов? Во многих цехах приходится наблюдать плотное расположение автомобилей в ремонтной зоне, и, естественно, узкие проходы между ними. Если пылесос катать за собой, то велика вероятность зацепить деталь, которую не нужно красить, а это – лишняя работа и расходы. Поэтому сотрудник должен аккуратно перемещать пылесос – можно посчитать, сколько времени при таком раскладе будет уходить на каждую деталь.
Почему нужно повышать эффективность и производительность работы? Потому что быстро и качественно делать свою работу выгодно. Если клиент понимает это, то стоимость системы уходит на второй план; он, в первую очередь, отдает себе отчет в том, что с другим оборудованием он потеряет время, возможно, допустит брак или попадет на некомпетентность сотрудника.
Хорошая технология – это простая технология, когда четкая последовательность действий гарантирует результат. Философия Festool заключается в том, что при аккуратной работе с системой и добросовестным соблюдением технологий – плохо не получится.

Консоли и турбины.jpg

Консоль Festool "запитана" от пылесоса. При перемещении консоли, сотрудник легко контролирует ту часть, которая может задеть автомобиль. Пылесос при этом остается на месте.

Консоли и турбины 2.jpg

Консоль Festool  "запитана" от турбины. В отличие от пылесоса, турбина может обслуживать несколько консолей одновременно.

- Вы сказали, что пылесос может задеть автомобиль, а возможен такой вариант с консолью?

- Консоль двигается только при переходе сотрудника с одного рабочего места на другое. При этом работник контролирует ту часть, которая может задеть автомобиль. Если ему нужно совершить переход на другое место – он не толкает пылесос, не берет в охапку шланг от машинки, электрические кабели. Консоль идет сверху, как и вся подводка, весь инструмент вешается на нее, при необходимости ее можно просто отвести в сторону. Таким образом, инструмент всегда под рукой у мастера, и гарантирована безопасность от случайных повреждений автомобиля. К средствам оптимизации рабочего места также можно добавить инструментальный центр. Благодаря его наличию, мастеру не нужно ходить за каждой губкой, пастой, салфеткой к кладовщику, колористу, или просто к стеллажу в другом конце цеха. Ведь часто из-за этой беготни останавливается весь рабочий процесс.

- Консоли и мобильные инструментальные центры могут сочетаться в одном цехе?

- Конечно, поскольку консоль – это стационарно закрепленный и привязанный к определенному месту рабочий пост. Мы не призываем беспорядочно ставить консоли (они как минимум не должны биться друг о друга!) – это накладно и неэффективно. Если консоли на 90% процентов выполняют свою работу, то лучше на оставшиеся 10% предусмотреть мобильный пост, который не будет привязан к определенному месту.
Плюс ко всему, консоли не везде могут устанавливаться из-за компоновки цеха или по техническим причинам. Где-то мы советуем взять просто два мобильных пылесоса, потому что другого варианта нет – как ни старайся, никаких преимуществ консоль не даст. Очень важно предусмотреть планировку с учетом оборудования, которое будет там монтироваться.
Поэтому замечательно, когда есть возможность «подвигать стенами» на чертеже, до их возведения, чтобы увеличить эффективность купленного оборудования. Именно так происходит сотрудничество с компанией Авторемонтные системы при реализации проектов «под ключ». В таком случае мы отвечаем за сочетание всех компонентов и учитываем все требования и нормы, траектории движения машин, людей, инструмента по цеху.

- Какие рекомендации по количеству консолей и мобильных центров Вы можете дать?

- Эти рекомендации в каждом случае индивидуальны. Может быть, консоль вообще не нужна, а лучше поставить три мобильных центра. Это зависит от реальных условий. Есть варианты даже не консолей, а стационарно закрепленных блоков (предусмотрены варианты крепления или к стене, или к потолку, см. новый каталог 2009-2010). Их не нужно каждый раз собирать и разбирать, так как вся подводка, все коммуникации, идут через верх – подключение к пылеудалению, электричество, воздух. И можно просто снять машинку, пошлифовать и повесить обратно. В частности, в Нижнем Новгороде коллеги из Авторемонтных систем поставили несколько блоков, причем запитанных не на систему центрального пылеудаления, а на пылесосы, которые находятся вне зоны, и подключены через скрытую проводку к этим блокам энергообеспечения. И там, наверное, нет смысла в мобильных центрах, потому что вся рабочая площадь закрывается.

Консоли и турбины 3.jpg

- В регионах охотно идут на покупку этого оборудования?

- В Москве и Питере, где парк автомобилей, а, следовательно, и загрузка техцентров больше, вопрос повышения эффективности работы возник раньше. Хотя в последнее время в регионах машин продается не меньше, чем в центральных городах, открылось много крупных станций. Я заметил, что нам даже легче там работать, потому что приходится объяснять какие-то вещи не с нуля, а с учетом опыта Москвы. Если брать такие крупные города, как Нижний Новгород, Оренбург, Уфу, Красноярск, Новосибирск, там нет большой разницы (в процентном отношении) продаж оборудования Festool и конкурирующих марок. Может быть, не так часто используется пневматический инструмент, потому что он дороже, но, тем не менее, очень многие предпочитают именно Festool.

- Каким образом Festool участвует в экспертизе планировок и предлагаемого ассортимента оборудования?

- Мы часто настаиваем на том, чтобы наших сотрудников привлекали на стадии разработки проекта, чтобы оптимизировать комплект оборудования с учетом планов и схем реального техцентра. Уже несколько лет мы активно сотрудничаем с проектным отделом Авторемонтных систем – мы вместе интегрируем конкретное оборудование в потенциальную планировку. Если проектная мощность достигается через два года, нет смысла покупать весь комплект оборудования Festool сразу – цех можно доукомплектовать позже, но для этого нужно заранее предусмотреть место.
В Нижнем Новгороде мы принимали непосредственное участие в монтаже. Оснащение московской станции «Автопассаж-Плюс» на Дорожной улице – от начала и до конца проходило при нашем содействии. Мы помогли сделать выбор между 5- и 6-метровыми консолями, определиться с их расположением. В итоге, несмотря на то, что там поставлено всего три консоли, создается впечатление, что Festool везде.

- Какие главные опасения возникают у ваших покупателей?

- Что после больших вложений в проект не будет притока клиентов.

- А по поводу технической стороны нет опасений?

- В Москве нет. Эти опасения могут возникать у клиентов, которые находятся далеко от крупных городов, так как они не знают, что делать в случае, если турбина сломается. Но тут уже вопрос доверия к нам и понимания того, что вероятность выхода из строя системы центрального пылеудаления на несколько порядков меньше, чем на каком-нибудь другом пылеудаляющем аппарате. Именно поэтому она и дорогая. У нее совсем другой запас прочности и ресурса. Вероятность поломки мизерная, а возможность работать на ней больше пятнадцати лет уже факт – первые турбины Festool работают до сих пор.
Кроме того, на случай выхода из строя турбины, у нас есть возможность подстраховать центр мобильными пылесосами. Таким образом, работа не остановится полностью, а просто на время ремонта турбины станет менее эффективной. Festool отвечает за качество своих продуктов, и, если оборудование специально не ломать, оно не выйдет из строя. Из расчета десяти лет при уверенности в загрузке цеха, турбина становится выгодной, но велика вероятность, что это произойдет еще раньше. Пылесос, к примеру, служит три-четыре года при интенсивной эксплуатации; затем следует замена щеток, еще через какое-то время в нем надо менять двигатель. Если взять кузовной цех, потребности в пылеудалении в котором закрываются четырьмя пылесосами, то более высокая стоимость турбины легко компенсируется за счет сокращения потерь времени, отсутствия необходимости в дополнительном обслуживании, приобретении запчастей, использования сменных мешков. Но это не значит, что нужно полностью отказаться от пылесосов – они всегда пригодятся для мобильного использования, уборки.

- Турбина, как правило, ставится одна на цех?

- В случае если она закрывает все потребности. Если планировкой предусматривается два обособленных участка, которые расположены далеко друг от друга, то пытаться поделить ее между ними не имеет смысла. Лучше поставить две турбины или комбинировать с мобильным пылеудаляющим аппаратом.
Длина сети от источника до турбины (с учетом длины консоли) не должна в идеале превышать 50-60 метров. Если расположение плотное, то мощность ограничена количеством одновременно работающих потребителей. Как правило, коэффициент загрузки шлифовальных машинок – 50%, т.е., если в цехе 10 машинок, необходимо учитывать, что при нормальной работе одновременно работают около пяти. Плюс ко всему, сейчас появляется новая система блоков – она в большей степени адаптирована под систему центрального пылеудаления – в ней предусмотрен вариант полностью автоматического, дистанционного управления турбиной и заслонкой. В системе центрального пылеудаления, помимо грамотной разводки магистралей, нельзя мешать движению воздуха, в противном случае на преодоление сопротивления может уйти полезная мощности турбины. Но с другой стороны, для того чтобы пыль не откладывалась внутри магистрали, необходимо обеспечить турбулентный поток, то есть воздух должен перемещаться по всему сечению трубы. Для того чтобы все это учесть, системы центрального пылеудаления необходимо планировать на стадии проекта.

Консоли и турбины 4.jpg

- Хорошо, технологические преимущества понятны. А что же с экономикой?

- Приобретая любое профессиональное оборудование, необходимо помнить, что для вычисления его окончательной стоимости необходимо учесть эксплуатационные расходы, стоимость трудозатрат, связанных с его использованием, а так же стоимость расходных материалов. Так вот, по оценке наших немецких коллег, доля первоначальной закупки оборудования в этом «пироге» составляет порядка 4%. Известно, что в технике не бывает «бесплатных пирожных». Если вы закупаете оборудование в два раза дешевле, то почти наверняка вы теряете в эффективности: возрастает вероятность поломок, а, следовательно, простоев всего цеха. Потери в производительности (а, в конечном итоге, в прибыли) существенны, при этом 50-процентная экономия в закупке оборачивается лишь 2-процентной экономией в суммарной стоимости произведенных работ, которая складывается за все время его эксплуатации.
Приобретая же более надежную, производительную и удобную в эксплуатации систему, мы получаем возможность более качественно готовить детали. А это, в свою очередь, уменьшает затраты на перекрас и исправление брака. В итоге – чистая экономия.

Консоли и турбины 5.jpg

Потрепанная, но не побежденная - одна из первых турбин Festool, установленная в начале 80-х, работает до сих пор.

Ваше сообщение успешно отправлено!